Мифы и реальность японских часов

Большинство из нас уверено, что японские часы вторичны по отношению к европейскому часовому производству и проигрывают ему в качестве. На самом деле японцы производят часы даже дольше, чем многие европейские мастеские, не уступая последним ни в качестве механизма, ни в дизайне.

Читатель, возможно, удивится, но было время, когда ситуация на рынке часов была диаметрально противоположной: часы японского производства являлись мечтой практически для каждого. Они был самыми «навороченными» с технической стороны, одновременно надежными и доступными по цене.

Названия японских часовых брендов известны каждому – Orient, Casio, Q&Q и, конечно, концерн Seiko, являющийся мировым лидером в часовом производстве. Кстати, механизмы, произведенные последним, находятся чуть ли не в каждых третьих часах, в том числе выпускаемых европейскими брендами. Японцы всегда славились своей инновационностью. Так, например, за свою более чем 100-летнюю историю компания Seiko, которая в 1913 году называлась Seikosha, первой реализовывала передовые для своего времени технологии:

  • высокочастотные часы Hi-Beat с частотой баланса 36 000 пк/ч;
  • электронные часы с кварцевым осциллятором Quartz Astron;
  • первый автоматический хронограф;
  • гибридные часы – кварцевые Spring Drive с автоподзаводом и регулируемым электроникой парящим колесом, вращающимся со скоростью 8 оборотов в секунду.

Выше перечислены лишь некоторые революционные нововведения в часовом деле, которые пришлись на конец 60-х – конец 80-х гг. ХХ века. Но не благодаря им японцы покорили мир: ведь стоимость флагманских инновационных моделей, как и сегодня, была сопоставима со стоимостью нового автомобиля.

Часы Orient FTT0Y005W0

Часы Casio PRG-600-1ER

Часы Seiko XSSA299K1

Часы Q&Q DG10J312Y


Экспансия японских часов на мировой рынок произошла благодаря глобальному демпингу восточных производителей. В то время как тяжеловесные швейцарцы продолжали делать механические модели, стоившие сотни и тысячи долларов, японцы начали массовый выпуск кварцевых механизмов, что позволило существенно удешевить стоимость часов и сделать их доступными для любого человека.

Более того: политика экспансии была настолько принципиальной и жесткой, направленной против европейских конкурентов, что и Seiko, и Citizen, и Casio реализовывали свои часы с минимальным профитом – практически по себестоимости. Так эти бренды стали известны повсеместно и вошли практически в каждый дом.

Швейцария VS Япония

В ответ швейцарские производители предприняли другой маркетинговый ход. Они начали внедрять в сознание людей идею элитарности и избранности, которая, по их мнению, свойственна исключительно швейцарским часам. В соответствие с этой концепцией часы являются статусной вещью. При этом они непременно должны быть механическими и дорогостоящими. Идея прижилась, и сегодня очень многие люди уверены, что настоящие часы должны соответствовать двум критериям: иметь надпись swiss made и несколько нулей на ценнике.

Тем не менее и у японцев представлены часы, сопоставимые по своей стоимости и статусности с европейскими аналогами. Так, например, механические модели из коллекций Grand Seiko, Credor и Galante являются потрясающими произведениями часового и ювелирного искусства.

В них же реализованы и определенные технологические преимущества:

  • сплав для балансовой спирали и заводного барабана по всем параметрам превосходит продукцию европейского Nivarox;
  • использование метода ионного травления деталей;
  • японцы отдают предпочтение никелю, считая его более устойчивым, чем часто используемый кремний;
  • уникальный способ полировки Blade Polishing, который сводит к минимуму искажения отражения корпуса;
  • ремешки из кожи аллигатора.

Премиальные часы Seiko стоят недешево и до недавнего времени продавались исключительно на японском острове. Так этот производитель стал заложником собственной стратегии: завоевав массовый рынок кварцевых часов, в сегменте дорогих и статусных механических моделей он не смог продвинуться ни в Европе, ни в Азии, ни в Америке.


Демпинговая стратегия здесь не поможет. Возвращаясь к тезису, приведенному в начале нашей статьи, в общественном мнении закрепилось отношение к японским часами, как к обыденным и дешевым. На то чтобы изменить это отношение и донести до людей, что японцы уже давно опередили швейцарцев по всем параметрам, уйдут десятилетия. Будем надеяться, что у них это получится.